ВиолаОбщее наименование струнных смычковых инструментов, распространенное в средние века в романских странах. Применялось в различных вариантах (ит., каталонск., португ. - viola, старокаталонск. - viula, старофр. - viele, vielle, viole, исп. - vihuela ). Некоторые названия обозначали инструменты и других типов (vielle - колесную лиру, vihuela - щипковые инструменты). Происхождение слова не установлено. В странах германских языков термин "виола" в основном соответствует термину "фидель". На рубеже XV - XVI вв. произошло разделение виол (фиделей) на 2 различные семейства. Виолы, которые при игре располагали вертикально между коленными, стали называть "виолами да гамба" (viola da gamba) или "ножными" виолами (хотя впоследствии они часто назывались просто виолами), а виолы, которые исполнители держали левой рукой, - "виолами да браччо" (viola da braccio) или "ручными" виолами. Со временем это обозначение также вышло из употребления, и соответствующие инструменты (скрипку, альт, виолончель) стали именовать скрипичными. В эпоху Ренессанса в аристократической среде были популярны ансамбли виол, использовали их и в сольном исполнении, а также в оркестре. Виолы звучали мягко и нежно, однако их динамические возможности были ограничены. Начиная с XVIII века в связи с развитием музыкальных жанров, поставивших перед исполнителями новые художественные и технические задачи, а также с расширением слушательской аудитории, виолы постепенно вытесняются скрипкой, виолончелью, альтом и контрабасом. Виола д'аморе (viola d'amore) или виоль д'амур (viole d'amour), в переводе с итальянского и французского - «виола любви» - появилась в середине XVII века. Она имела 6—7 жильных струн и столько же металлических резонирующих, окрашивающих тембр «серебристым» оттенком. Головку инструмента с много-численными колками украшали резными женскими и мужскими фигурками. При игре виолу д'аморе держали на плече. Почитать о виоле: |
||