Фидель(нем.Fiedel, фр. viele, от лат. fides - струна ) - струнный смычковый инструмент. Относится к числу наиболее распространенных в странах средневековой Европы смычковых инструментов. Фидель раннего периода имел неглубокий лопатообразный корпус (~ 50 см в длину), изготовлявшийся вместе с короткой шейкой из одного куска дерева, круглую головку с вертикально расположенными колками, круглое резонаторное отверстие посреди верхней деки под струнами (вблизи струнной подставки), прямые плечи, 3-4 струны, специальную петлю вместо струнодержателя в нижней части. По-видимому, в X в. появился 5-струнный фидель с грушевидными, ромбовидными, овальными формами корпуса, с двумя сегментовидными резонаторными отверстиями по бокам струн. Развитие смычкового исполнительства способствовало дальнейшему совершенствованию фиделя. Для удобства ведения смычка по бокам корпуса были сделаны так называемые перетяжки (напоминающие талию). Постепенно корпус фиделя принял 8-образную, а затем и гитарообразную форму; корпус склеивался из отдельных частей, деки изготавливались из хорошо обработанного тонкого дерева, своды делались различных очертаний. Шейку стали изготавливать как отдельную деталь, крепящуюся на корпусе, на шейку наклеивался гриф. Развитие мелодического начала в игре на фиделе, как и на других инструментах, привело к постепенному удлинению середины его корпуса и подчеркиванию "талии" в целях возможно большего соприкосновения смычка с отдельными струнами. В XIII в. окончатеьно утвердился 5-струнный классический тип фиделя - иногда с 1, реже с 2 бурдонными струнами вне грифа. Варианты строя 5-струнного фиделя:
При игре фидель держали на левом плече или вертикально, упирая его о сидение (между коленями) или о левое колено. Высоко ценилось искусство бурдонного аккомпанемента, т.е. извлечение из бурдонных струн флажолетным способом консонирующих с одновременно получаемыми смычком мелодическими звуками квартовых, квинтовых и октавных интервалов. Фидель применялся как сольный инструмент (на фиделе можно было исполнить любую песенную мелодию), для сопровождения пения и в инструментальном ансамбле (благодаря высоким звуковым качествам часто использовался как ведущий инструмент); в XIII-XV вв. встречались ансамбли из одних фиделей. Исполнителями были обычно бродячие жонглеры или менестрели. Почитать о еще фиделе: |
|||||||||||||||||||||||||||||||