 |
Духовые
Духовые - это древнейший вид музыкальных инструментов,
пришедший в средневековье из античности. Однако в процессе развития и
становления средневековой западной цивилизации сфера применения духовых
инструментов очень расширяется: одни, как, например, олифант, являются
принадлежностью дворов благородных сеньоров, другие - флейты - находят
применение как в народной среде, так и в среде профессиональных музыкантов,
третьи, такие, как труба, становятся исключительно военными музыкальными
инструментами.
. фретель . флейта .
двойная флейта . шеврета
. хоро . волынка . рог
. рожок . олифант . бюзина
. труба . серпан . ручной
орган .
Древнейшим
представителем духовых во Франции, вероятно, надо считать фретель
(fr`etel), или "флейту Пана". Подобный инструмент можно
увидеть на миниатюре из рукописи
X в. в Национальной библиотеке Парижа . Это многоствольная флейта, состоящая
из набора трубок (камышовых, тростниковых или деревянных) разной длины,
с одним открытым и другим закрытым концом. Фретель часто упоминается наряду
с другими видами флейт в романах XI-XII вв. Однако уже в XIV в. о фретеле
говорят только как о музыкальном инструменте, на котором играют на деревенских
праздниках, он становится инструментом простонародья.
Флейта
(fl^ute), наоборот, переживает "подьем": от простонародного
инструмента до придворного. Самые древние флейты были найдены на территории
Франции в галло-римском культурном слое (I-II вв. н.э.). В большинстве
своем они костяные. До XIII в. флейта обычно двойная, как на миниатюре
из рукописи X в. из Национальной библиотеки Парижа , причем трубки могут
быть как одинаковой, так и разной длины. Количество отверстий на стволе
флейты, возможно, варьировалось (от четырех до шести-семи). Играли на
флейтах обычно менестрели, жонглеры, причем зачастую их игра предваряла
появление торжественной процессии или какого-нибудь высокопоставленного
лица.
Менестрели
играли также на двойной флейте с трубами разной длины. Такая флейта
представлена на виньетке из
рукописи XIII в. На миниатюрной картинке можно увидеть оркестр из трех
менестрелей: один играет на виоле, второй - на подобной флейте,
похожей на современный кларнет, третий ударяет в квадратный бубен,
сделанный из кожи, натянутой на раму. Четвертый персонаж наливает музыкантам
вина, чтобы они освежились. подобные оркестры из флейты, барабана и скрипки
просуществовали в деревнях Франции вплоть до начала XIX в.
В
XV в. стали появляться флейты из вываренной кожи. Причем сама флейта могла
быть в сечении как круглой, так и восьмиугольной формы, и не только прямой,
но и волнистой. Подобный инструмент сохранился в частной
коллекции г-на Фо. Длина ее 60 см, в самом широком месте диаметр составляет
35 мм. Корпус из черной вываренной кожи, декоративная головка расписная.
Такая
флейта послужила прототипом для создания трубы-серпана.
Флейты-серпаны использовались как вовремя богослужений в церквях,
так и на светских празднествах. Поперечные флейты, так же как флажолеты,
впервые упоминаются в текстах XIV в.
Другой
тип духовых музыкальных инструментов - волынки. Их также было в
средневековой Франции несколько видов. Это шеврета (chevrette)
- духовой инструмент, состоящий из мешка из козьей кожи, трубки для подачи
воздуха и дуды. Музыкант, играющий
на этом инструменте, изображен в рукописи XIV в. "Романа о Розе"
из Национальной библиотеки Парижа. Некоторые источники разделяют шеврету
и волынку, другие же называют шеврету просто "маленькой волынкой".
Инструмент, своим видом весьма напоминающий шеврету, еще XIX в. встречался
деревнях Бургундии и Лимузена.
Другой
разновидностью волынки был хоро или хорум (choro). По описанию,
встречающемуся в рукописи
из аббатства Сен-Блез (IX в.), это духовой инструмент с трубкой для подачи
воздуха и дудой, причем и та, и другая трубки расположены в одной плоскости
(они как бы являются продолжением друг друга). В средней части хоро находится
резервуар для воздуха из выделанной кожи, причем совершенной сферической
формы. Поскольку кожа "мешка" начинала вибрировать, когда музыкант
дул в хоро, звук получался несколько дребезжащим и резким.
Волынка
(cornemuse). Французское название этого инструмента происходит от латинского
corniculans (рогатый) и встречается в рукописях только начиная с XIV в.
Ни по внешнему виду, ни по использованию в средневековой Франции она не
отличалась от известных нам традиционных шотландских волынок, в чем можно
убедиться, изучив изображение
из рукописи XIV в.
Рога
и рожки (corne). Все эти духовые инструменты, включая большой рог
олифант, мало отличаются друг от друга по конструкции и употреблению.
Делали их из дерева, вываренной кожи, слоновой кости, рога и металла.
Носили обычно на поясе. Диапазон звучания рогов не широк, однако охотники
XIV в. играли на них незамысловатые мелодии, составленные из определенных
сигналов. Охотничьи рога, как мы уже говорили, носились сначала у пояса,
потом, до XVI в., - на перевязи через плечо; подобная подвеска часто встречается
на изображениях, в частности,
в "Книге Гастона Феба об охоте". Охотничьий рог благородного
сеньора - вещь драгоценная; так, Зигфрид в "Песне о Нибелунгах"
носил с собой на охоту золотой рог тонкой работы.
Отдельно
следует сказать об олифанте (olifant) - огромном роге с металлическими
кольцами, сделанными специально, чтобы олифант можно было подвешивать
к правому боку владельца. Делали олифанты из бивней слона. Использовали
на охоте и во время военных действий для подачи сигнала о приближении
врага. Отличительной чертой олифанта является то, что принадлежать он
мог только владетельному сеньору, в подчинении которого находятся бароны.
Почетный характер данного музыкального инструмента подтверждается скульптурой
XII в. из церкви аббатства в Везле, где с олифантом на боку изображен
ангел, возвещающий Рождество Спасителя.
Охотничьи
рога отличались от тех, что были в ходу у менестрелей. Последние пользовались
инструментом более совершенной конструкции. На капители колонны из той
же церкви аббатства в Везле изображен менестрель,
играющий на рожке, отверстия на котором проделаны не только вдоль
дуды, но и на раструбе, что позволяло модулировать звук, придавая ему
большую или меньшую громкость.
Трубы
были представлены собственно трубой (trompe) и изогнутыми трубами
длиной более метра - бюзинами (busine). Изготавливались бюзины
из дерева, вываренной кожи, но чаще всего из латуни, как это видно на
миниатюре из рукописи XIII в. Звук у них был резкий и громкий. А поскольку
слышен он был далеко, то использовались бюзины в армии для утренней побудки,
ими подавались сигналы к снятию лагеря, к отплытию судов. Они же объявляли
о прибытии королевских особ. Так, в 1414 г. звуками бюзин был возвещен
въезд в Париж Карла VI. Из-за особой громкости звука в средние века считалось,
что, играя именно на бюзинах, ангелы возвестят о начале Судного дня.
Труба
была исключительно военным музыкальным инструментом. Она служила для поднятия
в войске боевого духа, для сбора войск. По размеру труба меньше бюзины
и представляет собой металлическую трубку (прямую или несколько раз изогнутую)
с раструбом на конце. Сам термин появился к концу XV в., но инструмент
подобного типа (прямые трубы) использовались в армии уже с XIII в. К концу
XIV в. форма трубы меняется
(тело ее изгибается), а сама труба обязательно украшается вымпелом с гербом.
Особый
вид трубы - серпан (serpent) - послужил прототипом для многих современных
духовых инструментов. В коллекции г-на Фо имеется серпан,
изготовленный из вываренной кожи, высота его 0,8 м, а общая длина 2,5
м. Музыкант держал инструмент обеими руками, при этом левая рука удерживала
изгибающуюся часть (А), а пальцы правой руки перебирали отверстия, проделанные
на верхнем участке серпана. Звук у серпана был мощный, этот духовой инструмент
использовался как в военных оркестрах, так и при церковных богослужениях.
Несколько
особняком в семье духовых инструментов стоит орган (orque). Этот
клавишно-педальный инструмент с набором из нескольких десятков труб (регистров),
приводимых в звучание нагнетаемым мехами воздухом, ассоциируется в настоящее
время только с большими стационарными органами - церковными
и концертными. Однако в средние века, пожалуй, большее распространение
имел другой тип этого инструмента - ручной орган (orque de main).
В основе это - "флейта Пана", приводимая в звучание с помощью
сжатого воздуха, который поступает в трубы из резервуара с отверстиями,
закрываемыми клапанами. Однако уже в древности, в Азии, Древней Греции
и Рими, были известны большие органы с гидравлическим управлением. на
западе же эти инструменты появились лишь в XIII в., да и то в качестве
подарков, преподнесенных западным монархам от византийских императоров
(Крнстантин V Копроним отправил такой орган в подарок Пипину Короткому,
а куропалит Константин - Карлу Великому и Людовику Благочестивому).
Изображения
ручных органов появляются во Франции только в X в. Правой рукой музыкант
перебирает клавиши, а левой нажимает на мехи, подкачивающие воздух. Сам
же инструмент обычно находится на груди или на животе у музыканта. В ручных
органах обычно 8 труб и соответственно 8 клавиш. В течение XIII-XIV вв.
ручные органы практически не претерпели изменений, однако число труб могло
варьироваться. Только в XV в. в ручных органах появляется второй ряд труб
и двойная клавиатура (4 регистра). Трубы вседа были металлическими. Ручной
орган немецкой работы XV в. имеется в мюнхенской Пинакотеке.
Ручные органы получили большое распространение у странствующих музыкантов,
которые могли петь, аккомпанируя себе на инструменте. Звучали они на городских
площадях, на деревенских праздниках, но никогда - в церквах.
Органы, меньше церковных, но больше ручных, одно время ставились и в
замках (при дворе Карла V, например) или могли быть установлены на уличных
помостах во время торжественных церемоний. Так, нескоьлко подобных органов
звучали в Париже, когда Изабелла Баварская свершала свой торжественный
въезд в город.
Эжен Эмманюэль Виолле-ле-дюк "Жизнь и развлечения в Средние
века". глава "Музыкальные инструменты в Середние века. Духовые"
(по изданию: СПб., 1999, "Евразия").
|
 |