на главную станицу
 
музыка

Ударные

Пожалуй, нет такой цивилизации, которая не изобрела бы музыкальный инструмент, сходный с барабаном. Высушенная шкура, натянутая на горшок, или выдолбленное бревно - вот уже и барабан. Однако, хотя барабаны и были известны еще со времен Древнего Египта, в раннее средневековье пользовались ими мало. Лишь со времени крестовых походов упоминание о барабанах (tambour) становится регулярным, причем начиная с XII в. под этим названием фигурируют инструменты самых разнообразных форм: длинные, сдвоенные, бубны и т. д. К концу XII в. этот инструмент, который звучит на поле брани и в пиршественом зале, уже привлекает внимание музыкантов. При этом распространен он столь широко, что в XIII в. труверы, претендующие на сохранение в своем искусстве древних традиций, жалуются на "засилье" барабанов и бубнов, которые вытесняют инструменты "более благородные".

. бубен . сарацинский барабан (двойной) . тимбр . цимбалы . колокольчики и бубенцы .

бубенБубны и барабаны сопровождают не только пение, выступления труверов, - их берут в руки и странствующие танцоры, актеры, жонглеры; женщины танцуют, сопровождая свои танцы игрой на бубнах. Бубен (tambour de basque) при этом держится в одной руке, а другой, свободной, в него ритмично ударяют. Иногда менестрели, играя на флейте, аккомпанировали себе на бубне или барабанчике (тотусовский комментарий: вот она, мечта идиота, дудка и барабан сразу!), который они укрепляли на левом плече при помощи ремня. Менестрель играл на флейте, сопровождая ее пение ритмическими ударами в бубен, которые он производил головой, как видно на скульптуре XIII в. фасада Дома музыкантов в Реймсе.

двойной барабанПо скульптуре Дома музыкантов известны так же сарацинские, или двойные барабаны. В эпоху крестовых походов они нашли распространение в армии, так как легко устанавливались по обе стороны седла.

тимбрДругим видом ударных музыкальных инструментов, распространенным в средние века во Франции, был тимбр (tymbre, cembel) - две полусферы, а позднее - тарелки измедных и других сплавов, использовавшиеся для отбивания такта, ритмического сопровождения танцев. он жеВ лиможской рукописи XII в. из Национальной библиотеки Парижа танцовщица изображена именно с этим инструментом. К XV в. относится фрагмент скульптуры с алтаря из церкви аббатства в О, на нем тимбр используется в оркестре.

цимбалК тимбрам следует отнести цимбал (cymbalum) - инструмент, представлявший собой кольцос припаянными к нему бронзовыми трубочками, на концах которых при встряхивании звенят колокольчики; изображение этого инструмента известно по рукописи XIII в. из аббатства Сен-Блез. Цимбал был распространен во Франции во время раннего средневековья и использовался как в светской жизни, так и в церках - им подавался знак к началу богослужения.

колоколК средневековым ударным инструментам относятся и колокольцы (clochettes). Распространены они были очень широко: колокольчики звучали во время концертов, их пришивали к одежде, подвешивали к потолку в жилищах, - не говоря уже об использовании колоколов в церкви... Колькольным звоном сопровождались и танцы, и этому есть примеры - изображения на миниатюрах, относящиеся еще к началу X в.! В Шартре, Санесе, Париже на порталах соборов можно втстретить барельефы, на которых женщина, ударяющая в подвешенные колокольцы, символизирует в Семье Свободных искусств музыку. Царя Давида изображали играющим на колоколах. Как видно на миниатюре из Библии XIII в., играет он на них с помощью молоточков. Количество колоколов могло варьироваться - обычно от пять до десяти.

колокольчик,  бубенчикВ XII в. большое распространение получила мода на колокольчики или бубенчики, пришитые к одежде. Пользовались ими как дамы, так и мужчины. Причем последние долго не расставались с этой модой, вплоть до XIV в. Тогда было принято украшать свою одежду толстыми золотыми цепями, и мужчины часто подвешивали к ним колокольчики. Такая мода была признаком принадлежности к высокой феодальной знати - мелкому дворянству и горожанам ношение колокольчиков было запрещено. Но уже в XV в. колокольчики остаются только на одежде шутов. Оркестровая жизнь этого ударного инструмента продолжается и по сей день; да и изменился он с тех пор мало.

Эжен Эмманюэль Виолле-ле-дюк "Жизнь и развлечения в Средние века". глава "Музыкальные инструменты в Середние века. Ударные" (по изданию: СПб., 1999, "Евразия").

 
© Totus Floreo
Hosted by uCoz