 |
Виола
Общее
наименование струнных смычковых инструментов, распространенное в средние
века в романских странах. Применялось в различных вариантах (ит., каталонск.,
португ. - viola, старокаталонск. - viula, старофр. - viele, vielle, viole,
исп. - vihuela ). Некоторые названия обозначали инструменты и других типов
(vielle - колесную лиру, vihuela - щипковые
инструменты). Происхождение слова не установлено. В странах германских
языков термин "виола" в основном соответствует термину
"фидель".
На рубеже
XV - XVI вв. произошло разделение виол (фиделей) на 2 различные семейства.
Виолы, которые при игре располагали вертикально между коленными, стали
называть "виолами да гамба" (viola da gamba) или "ножными"
виолами (хотя впоследствии они часто назывались просто виолами), а виолы,
которые исполнители держали левой рукой, - "виолами да браччо"
(viola da braccio) или "ручными" виолами. Со временем это обозначение
также вышло из употребления, и соответствующие инструменты (скрипку, альт,
виолончель) стали именовать скрипичными.
В эпоху Ренессанса в аристократической среде были популярны ансамбли
виол, использовали их и в сольном исполнении, а также в оркестре. Виолы
звучали мягко и нежно, однако их динамические возможности были ограничены.
Начиная с XVIII века в связи с развитием музыкальных жанров, поставивших
перед исполнителями новые художественные и технические задачи, а также
с расширением слушательской аудитории, виолы постепенно вытесняются скрипкой,
виолончелью, альтом и контрабасом. Виола д'аморе (viola d'amore) или виоль
д'амур (viole d'amour), в переводе с итальянского и французского -
«виола любви» - появилась в середине XVII века. Она имела 6—7 жильных
струн и столько же металлических резонирующих, окрашивающих тембр «серебристым»
оттенком. Головку инструмента с много-численными колками украшали резными
женскими и мужскими фигурками. При игре виолу д'аморе держали на плече.
Почитать о виоле:
www.instrumentsmedievaux.org/pages/pres3.htm(фр)
http://www.s-hamilton.k12.ia.us/antiqua/gamba_b.htm
(англ)
|
 |