 |
Ударные
Пожалуй, нет такой цивилизации, которая не изобрела бы музыкальный инструмент,
сходный с барабаном. Высушенная шкура, натянутая на горшок, или выдолбленное
бревно - вот уже и барабан. Однако, хотя барабаны и были известны
еще со времен Древнего Египта, в раннее средневековье пользовались ими
мало. Лишь со времени крестовых походов упоминание о барабанах
(tambour) становится регулярным, причем начиная с XII в. под этим названием
фигурируют инструменты самых разнообразных форм: длинные, сдвоенные, бубны
и т. д. К концу XII в. этот инструмент, который звучит на поле брани и
в пиршественом зале, уже привлекает внимание музыкантов. При этом распространен
он столь широко, что в XIII в. труверы, претендующие на сохранение в своем
искусстве древних традиций, жалуются на "засилье" барабанов
и бубнов, которые вытесняют инструменты "более благородные".
. бубен . сарацинский барабан
(двойной) . тимбр . цимбалы
. колокольчики и бубенцы .
Бубны
и барабаны сопровождают не только пение, выступления труверов, - их берут
в руки и странствующие танцоры, актеры, жонглеры; женщины танцуют, сопровождая
свои танцы игрой на бубнах. Бубен (tambour de basque) при этом
держится в одной руке, а другой, свободной, в него ритмично ударяют. Иногда
менестрели, играя на флейте, аккомпанировали себе на бубне или барабанчике
(тотусовский комментарий: вот она, мечта идиота, дудка и барабан сразу!),
который они укрепляли на левом плече при помощи ремня. Менестрель играл
на флейте, сопровождая ее пение ритмическими ударами в бубен, которые
он производил головой, как видно на скульптуре
XIII в. фасада Дома музыкантов в Реймсе.
По
скульптуре Дома музыкантов известны так же сарацинские, или двойные
барабаны. В эпоху крестовых походов они нашли распространение в армии,
так как легко устанавливались по обе стороны седла.
Другим
видом ударных музыкальных инструментов, распространенным в средние века
во Франции, был тимбр (tymbre, cembel) - две полусферы, а позднее
- тарелки измедных и других сплавов, использовавшиеся для отбивания такта,
ритмического сопровождения танцев. В
лиможской рукописи XII в. из Национальной библиотеки Парижа танцовщица
изображена именно с этим инструментом. К XV в. относится фрагмент
скульптуры с алтаря из церкви аббатства в О, на нем тимбр используется
в оркестре.
К
тимбрам следует отнести цимбал (cymbalum) - инструмент, представлявший
собой кольцос припаянными к нему бронзовыми трубочками, на концах которых
при встряхивании звенят колокольчики; изображение этого инструмента известно
по рукописи XIII в. из аббатства
Сен-Блез. Цимбал был распространен во Франции во время раннего средневековья
и использовался как в светской жизни, так и в церках - им подавался знак
к началу богослужения.
К
средневековым ударным инструментам относятся и колокольцы (clochettes).
Распространены они были очень широко: колокольчики звучали во время концертов,
их пришивали к одежде, подвешивали к потолку в жилищах, - не говоря уже
об использовании колоколов в церкви... Колькольным звоном сопровождались
и танцы, и этому есть примеры - изображения на миниатюрах, относящиеся
еще к началу X в.! В Шартре, Санесе, Париже на порталах соборов можно
втстретить барельефы, на которых женщина, ударяющая в подвешенные колокольцы,
символизирует в Семье Свободных искусств музыку. Царя
Давида изображали играющим на колоколах. Как видно на миниатюре из
Библии XIII в., играет он на них с помощью молоточков. Количество колоколов
могло варьироваться - обычно от пять до десяти.
В
XII в. большое распространение получила мода
на колокольчики или бубенчики, пришитые к одежде. Пользовались
ими как дамы, так и мужчины. Причем последние долго не расставались с
этой модой, вплоть до XIV в. Тогда было принято украшать свою одежду толстыми
золотыми цепями, и мужчины часто подвешивали к ним колокольчики. Такая
мода была признаком принадлежности к высокой феодальной знати - мелкому
дворянству и горожанам ношение колокольчиков было запрещено. Но уже в
XV в. колокольчики остаются только на одежде шутов. Оркестровая жизнь
этого ударного инструмента продолжается и по сей день; да и изменился
он с тех пор мало.
Эжен Эмманюэль Виолле-ле-дюк "Жизнь и развлечения в Средние
века". глава "Музыкальные инструменты в Середние века. Ударные"
(по изданию: СПб., 1999, "Евразия").
|
 |