Домра
Древнерусский
струнный музыкальный инструмент. Точного описания и изображения его не
сохранилось; в книге немецкого путешественника А. Олеария "Описание
путешествия в Московию...", 1-я половина XVII в., изображены 2 музыканта,
один из которых играет на инструменте с большим корпусом полусферической
формы (есть основание считать этот инструмент домрой). Домра была преимущественно
инструментом профессиональных музыкантов-скоморохов. Наибольшее распространение
имела в XVI-XVII вв. В ансамблях, помимо обычной, применялась и "басистая"
(басовая) домра.
В 1895 г. участник оркестра В.В.Андреева - А.С.Мартынов вывез из Вятской
губернии 3-струнный инструмент, представлявший собой одну из разновидностей
балалайки, но принятый за домру. На основе этого инструмента Андреев,
совместно с С.И.Налимовым, в 1896-1900 гг. создал семейство реконструированных
домр квартового строя (т.н. "разлад") - пикколо, прима, альт,
тенор, бас и контрабас. Позднее, выяснив ошибку, Андреев, считавший, что
балалайка произошла от домры, нашел эту ее разновидность более близкой
к старинной домре (XVI-XVII вв.).
В 1908-1917 гг. Г.П.Любимов вместе с С.Ф.Буровым сконструировал семейство
4-струнных домр квинтового строя от пикколо до контрабаса, положивших
начало домровому оркестру. Однако в силу своего тембрового однообразия
подобные оркестры не получили распространения.
Настройка и диапазон оркестровой домры:
1. Пикколо
1-я струна си 1 октавы Диапазон: от си 1-й октавы до ми 4-й октавы.
2-я ми 2 октавы
3-я ля 2 октавы
2. Прима
1-я струна ми 1-й октавы Диапазон: от ми 1-й октавы до ре 4-й октавы.
2-я ля 1-й октавы
3-я ре 2-й октавы
3. Секунда
1-я струна си малой октавы Диапазон: от си малой октавы до фа 3-й октавы.
2-я ми 1-й октавы
3-я ля 1-й октавы
4. Альт
1-я струна ми малой октавы Диапазон: от ми малой октавы до ля 2-й октавы.
2-я ля малой октавы
3-я ре 1-й октавы
5. Тенор
1-я струна си большой октавы Диапазон: от си большой октавы до соль 1-й
октавы.
2-я ми малой октавы
3-я ля малой октавы
6. Бас
1-я струна ми большой октавы Диапазон: от ми большой октавы до соль 1-й
октавы.
2-я ля большой октавы
3-я ре малой октавы
7. Контрабас
1-я струна ми контроктавы Диапазон: от ми контроктавы до соль малой октавы.
2-я ля контроктавы
3-я ре большой октавы
Почитать еще о домре:
kuznya.raznotravie.ru/ethno-kuznya.html
|