![]() |
![]() |
![]() |
![]() СопельСопель - русская продольная свистковая флейта, изготовленная из дерева. Древнейший музыкальный инструмент восточных славян, имеющий и другие диалектные названия: сопль, посвистелка, сиповка. Использовался главным образом как ратный инструмент. В исторических песнях упоминается т. наз. сиповщик - "ратный игрец" на сиповке. В более позднее время находит применение у скоморохов и пастухов. Изготавливается преимущественно из ивы (длина 360-400 мм), с 5-6 игровыми отверстиями, звук в нижнем регистре сипловатый, мягкий, в верхнем - сильный и резкий. У других славянских народов - это украинский пастушеский инструмент "сопилка" или "сопивка", молдавский "флуер" или "флояра", "дудка" и т. д. Все они родственные инструменты. Сопель применяют как сольный инструмент для сопровождения хоровых и игровых песен, а также танцевальных мелодий. Заготовка и хранение материала
Если игровая трубка делается из веток дерева, то их заготовка (сбор сырой древесины в лесу) производится осенью или зимой. Чтобы правильно сохранить ветки, их закрашивают с двух торцевых сторон масляной краской, расплавленным парафином, пластилином. Трубка, сделанная из сырой древесины, со временем коробится и растрескивается, дерево дает "усадку". Это приводит к изменениям размеров инструмента. Хранить заготовку из дерева нужно в менее проветриваемом помещении, избегать солнечных лучей и сквозняков. Высушенную заготовку растачивают на токарном станке или обстругивают вручную ножом под нужный диаметр, а затем обрабатывают напильником и наждачной бумагой. при рассверливании внутреннего диаметра в стволе отверстие, как правило, получается ровным, так как рыхлая середина центрирует положение сверла. Изготовление ствола инструмента Сопели бывают длиной от 20 до 30 см, диаметром от 15 до 20 мм. Заготовку закрепляют в настольных тисках и рассверливают отверстие в стволе диаметром до 14 мм. Так как длина сверла небольшая, рассверливание производят с одной и с другой стороны. Если в стволе кленовой заготовки есть сердцевина, рассверлить отверстие в трубке будет несложно. Работа завершается обработкой внутреннего отверстия круглым напильником. Изготовление свисткового устройства
Если свистковое устройство готово (сторона, на которой оно находится, считается тыльной) и игровая трубка звучит, можно приступать к завершающей стадии изготовления инструмента - просверливанию голосовых отверстий. На средней части трубочки прорезаются шесть голосовых отверстий и одно сзади - оно увеличивает диапазон инструмента.
Настройка инструмента При всех закрытых отверстиях и слабой подаче воздуха в ствол сопели должен получиться звук до первой октавы, при более сильной - до второй октавы. Подстройку под основной звук проводят по инструменту (фортепиано, баян). Если основной звук (в данном случае до) несколько ниже, нужно уменьшить ствол на 1-2 мм, если выше - слегка увеличить трубку кольцом из дерева, металла и т.д. Подстройка остальных отверстий под требуемую высоту звука проводится небольшим круглым напильником. Отверстие принимает овальную форму: увеличивая его к нижнему концу трубки, понижаем звук, к верхнему - повышаем. Когда отверстия будут иметь точную настройку, нужно сделать над каждым из них небольшое углубление для пальцев, затем обработать полукруглым напильником и зачистить мелкой наждачной бумагой. инструмент готов. Звукоряд. Аппликатура. Приемы игры.
На практике чаще всего применяется звукоряд второй октавы, в данном случае от до второй октавы до до третьей октавы, который звучит значительно сильнее и ярче. Хроматические звуки извлекаются благодаря неполному прикрытию пальцами звуковых отверстий. Аппликатуры сопели и других духовых музыкальных инструментов этой группы одинаковы между собой. при всех закрытых отверстиях звучит основной тон, в данном случае нота до, при открытии первого нижнего отверстия звучит нота ре, двух нижних отверстий - нота ми, и так далее по приведенной схеме. Приемы игры позволяют исполнять штрихи легато и стаккато простым и двойным "ударом" языка; трели, тремоло (в пределах септимы), гаммы, арпеджио. Звуки извлекаются твердым "ударом" языка. Точность звучания достигается: навыками в дыхании и подаче струи воздуха в ствол инструмента, правильном расположении самого инструмента, пальцев на отверстиях, губ на свистковом устройстве, смене дыхания по фразам. О приемах и способах игры рассказывается ниже. Чертежи: |
![]() |
![]() |
![]() |