на главную станицу
 
музыка

Гусли

пока без иллюстраций
Русский струнный щипковый инструмент. Различают гусли крыловидной, шлемовидной и прямоугольной формы.

Крыловидные гусли (их называют также "звончатыми" или "яровчатыми") имеют долбленый (старинные) или клееный (современные) корпус в виде крыла, закрытый деревянной декой, и от 5-9 до 12 струн, настраивающихся диатонически, обычно в мажорном ладу; длина этих гуслей 550-650 мм. ширина до 200-300 мм и высота 40-50 мм..

Во время игры инструмент держат на коленях "открылком" влево и правой рукой, часто при помощи плектра (пластинки из кости или дерева), бряцают по струнам, а пальцами левой руки глушат ненужные звуки. Изредка отдельные струны защипывают. Звучание гуслей громкое, звонкое.

Крыловидные гусли применялись в народном быту; они были распространены в северо-западных районах страны, граничащих с Прибалтикой, Карелией и Финляндией, где бытует родственный им инструмент, который эстонцы называют каннель, латыши - кокле, литовцы - канклес, карелы и финны - кантеле.

Шлемовидные гусли, или гусли-псалтирь, выделываются из тонких досок и имеют от 11 до 36 струн диатонической настройки; их длина 800-1000 мм, ширина 450-500 мм и высота 100-120 мм. Во время исполнения инструмент кладут на колени,опирают вершиной о грудь и пальцами обеих рук защипывают струны.

Звучат шлемовидные гусли мягче крыловидных. Техника исполнения на них сложнее. Поэтому эти гусли находили распространение главным образом среди профессиональных народных музыкантов - скоморохов. По мере исчезновения скоморошества они стали выходить из употребления и встречаются теперь лишь в Поволжье, где известны под названием гусля (татары), кюсля (мари), кесле (чуваши), гусли или крезь (удмурты).

На гуслях обоих типов аккомпанировали пению, исполняли народные песни и танцы, играли соло и совместно с другими народными инструментами, особенно с гудком.

Самые ранние сведения о гуслях относятся предположительно к VI в. Упоминания о гуслях встречаются в былинах, песнях, сказках, а начиная с XI в. в восточно-славянской литературе; от XIV в. остались и изображения гуслей (шлемовидного типа). Фрагменты нескольких экземпляров крыловидных гуслей XI-XIV вв. были найдены археологами при раскопках древнего Новгорода.

В конце XVI или начале XVII вв. была создана 3-я разновидность гуслей - прямоугольные (столообразные, настольные). В основе их конструкции лежат шлемовидные гусли. Они имеют корпус прямоугольной формы (с крышкой), внутри которого натянуто 55-66 струн вначале диатонической, а потом и хроматической настройки. Некоторые гусли имели ожки, другие ставились на стол. Струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие и долго незатухающие. Прямоугольные гусли применялись в городском и усадебном музыкальном быту, долгое время они с успехом заменяли западно-европейские клавишные инструменты (клавикорд, клавесин, фортепиано).

На основе прямоугольных гуслей в 1905 г. Н.П.Фоминым были созданы клавишные гусли.

 
© Totus Floreo
Hosted by uCoz